«Купуй українське, плати українцям» – «за» и «против» этого законопроекта, мнение руководителя ГП «НЭК Укрэнерго»

Много споров вызвало принятие в первом чтении законопроекта №7206 фракции Радикальной партии Олега Ляшка: «Купуй українське, плати українцям». Законопроект напрямую касается Законов «О публичных закупках», «О развитии и государственной поддержке малого и среднего предпринимательства», а также Закона «О внешнеэкономической деятельности». На первый взгляд идея патриотичная и достаточно простая, зачем платить иностранным компаниям, если можно отдать некоторые тендеры украинским производителям. Однако сделать это в обход системы Прозорро не получится, и для этого создатели законопроекта предлагают сделать некоторые преференции отечественным компаниям, чтобы они могли выигрывать тендеры на основании не цены вопроса, а национальной принадлежности.

Предлагаем вашему вниманию мнение руководителя ГП «НЭК Укрэнерго» Всеволода Ковальчука, и его взгляд по данному вопросу.

Критерии «За»

На первый взгляд, это вполне правильная и взвешенная позиция. Я как руководитель «Укрэнерго» — государственного предприятия, которое покупает оборудование, материалы и услуги на миллиарды гривен, разделяю позицию разработчиков законопроекта: стимулирование собственного производителя должно происходить на уровне государства.

Мне импонирует государственная система поддержки национального производителя, внедрена во многих странах, в том числе странах Евросоюза. Эффективным государственным инструментом в этом плане экспортно-кредитные агентства (ЭКА) — государственные финансовые институты, которые способствуют развитию внутренней и внешней торговли.

ЭКА предоставляет финансирование в виде прямых займов, инвестиций, кредитных гарантий и страхования под гарантии государства. Такое финансирование может быть и краткосрочным, и долгосрочным. Оно покрывает до 85% стоимости сделки.

Например, в Польше человек, который хочет открыть производство, может обратиться в экспортно-кредитное агентство KUKE. Она может заключить с ним договор, четко зафиксирует кредитные обязательства. Их всего два.

Первое — предприниматель гарантирует, что более 50%, как правило — 80%, оборудования, работ по его установке, других услуг будут произведены в Польше или будут осуществляться польскими компаниями.

Второе — заемщик гарантирует, что 90% персонала будут поляками, которые будут платить налоги в Польше. За каждое созданное рабочее место для поляка бизнесмен получит фиксированную плату от государства.

Далее предприниматель получает кредит в размере 70% стоимости проекта по ставке около 2,5% годовых и сроком погашения до десяти лет. Кроме того, государство при определенных условиях предоставляет налоговую льготу в размере 65% от суммы осуществленных инвестиций, которая действует через механизм уменьшения оплаты налога на прибыль. Как она работает?

К примеру, бизнесмен инвестировал 10 млн злотых в производство. Ожидаемый показатель расчетного налога на прибыль от проекта составляет 7 млн ​​злотых. В льготный период он заплатит только 2,45 млн злотых и сможет реинвестировать остальные средства в собственное производство. Эта норма будет действовать весь льготный период.

Таким образом, правительство дарит определенную сумму. При этом государство не несет убытки, потому что это новый бизнес, и в любом случае она получает в этот период доходы из других платежей, а после завершения льготного периода — налоги от деятельности этого предприятия в полном объеме. Кроме того, растет ВВП государства.

Именно такой или похожий механизм следует ввести в Украине. Нам нужно не запрещать покупать иностранное или заставлять всех покупать украинское. Нам следует стимулировать национальных производителей, чтобы они были конкурентоспособными и могли предложить на прозрачных тендерах самую низкую цену при высоком качестве.

Украинское государство должно зарабатывать на добавленной стоимости.

Критерии «Против»

Этим законопроектом мы не поможем национальному производителю стать более эффективным и конкурентоспособным, чтобы доминировать на внутреннем рынке. Кроме того, мы можем уничтожить стимулы выхода производителя на экспортные рынки.

Убежден в этом на все 100%. Это в чистом виде протекционизм, такой сладкий для политиков и очень горький для тех, кто конкурирует на рынке.

Современная экономическая теория эмпирически доказывает: любые протекционистские меры по определенной номенклатуры товаров и услуг приводят к увеличению цены на указанную продукцию на внутреннем рынке и снижение эффективности национальных предприятий, которые защищены от естественной конкуренции.

Посмотрите на автомобильный завод «ЗАЗ». Несмотря на мощные многолетние протекционистские барьеры, «ЗАЗ» так и не стал конкурентоспособным. Завод недавно сообщил, что закрывает производство «Ланосов».

Бум завоза европейских применяемых авто, так называемых евроблях, на которое ссылается производитель, по моему глубокому убеждению, здесь ни к чему.

Как раз наоборот: «евробляхи» стали следствием протекционизма государства в пользу национального производителя. Потребители просто отказались платить дополнительно за неэффективность украинского автопроизводителя и нашли выход из ситуации.

Тысячи квалифицированных работников, многие из которых были едва ли не единственными кормильцами своих семей, стали на время соискателями. Вот к чему в итоге привела политика протекционизма на уровне страны.

Среди продукции, которую использует «Укрэнерго», являются товары украинского производства и такие, которые не имеют украинских аналогов. Введение протекционизма для этих товаров не приведет к созданию соответствующих производств в Украине.

Например, Запорожский трансформаторный завод — ЗТР — конкурирует на мировых рынках с начала своего создания. За последние два года «Укрэнерго» купило у ЗТР трансформаторов на 2 млрд грн. Впервые в истории «Укрэнерго» это были тендеры, которые открыли доступ на украинский рынок потенциальным иностранным игрокам.

В тендере приняли участие два европейских и два южно-корейские производители. В результате цена на продукцию ЗТР уменьшилось вдвое от первоначальной. Это означает, что наши потребители, поскольку наш тариф включает и стоимость этого оборудования, заплатили вдвое меньше благодаря открытой конкуренции.

Если бы были введены нормы преференций в тендерах, которые предлагает проект, то за тот же товар в том же количестве мы бы заплатили на 40% больше — дополнительно 800 млн грн. Конкуренция однозначно влияет на ценообразование.

Новый тендер продемонстрировал: если украинский производитель конкурентные преимущества, если его продукция качественная и соответствует требованиям заказчика, он может предлагать лучшую цену для потребителя без дополнительных ценовых преференций.

Если бы были применены «польские» механизмы, то, имея дополнительные льготы от государства, пользуясь возможностью реинвестировать средства в развитие производства и имея поддержку экспортных поставок, этот производитель получил бы гораздо больше преимуществ, чем просто возможность получить дополнительные 800 млн грн.

Производитель высокотехнологичных товаров не сможет быть высокотехнологичным конкурентом, если опираться только на внутренний рынок. Здесь есть риск получить дорогую и некачественную продукцию. В случае с «Укрэнерго» за это могут заплатить все потребители электроэнергии в виде нестабильного энергоснабжения.

Если украинский производитель честно конкурирует, он в любом случае имеет возможность дать хорошую цену и справедливо выиграть в конкурентной борьбе, используя действующие законодательные механизмы. Поддерживать его следует с помощью других механизмов, которые не убивают конкуренцию.

Вывод

Главное резюме: государство не должно создавать барьеры для конкуренции и стимулировать неэффективных производителей, которые, скорее всего, не реинвестируют прибыль в развитие бизнеса, а просто выведут средства с производства.

Наоборот — государство должно помогать украинским предприятиям конкурировать ценой и себестоимостью. Прежде всего мы должны быть заинтересованы в экспортной ориентации наших производителей и их выходе на глобальные рынки. Изменением системы государственных закупок мы этого не обеспечим. Вот и вся философия.

Мы живем в глобальном мире и стараемся стать частью цивилизованного рынка с четкими правилами игры и международной торговли. Например, право Евросоюза не поощряет преференций в тендерных процедурах.

Согласно статье 107 договора о функционировании ЕС, государственная помощь, которая искажает конкуренцию, несовместима с внутренним рынком при условии, что она влияет на торговлю между государствами-членами. Сложно? Да, но если резюмировать — явные преференции запрещены.

Кроме того, согласно договору об ассоциации с Евросоюзом, Украина обязана имплементировать до 2019 года базовые положения директив, регулирующих правоотношения в сфере государственных закупок. В целом их имплементация должна завершиться в течение восьми лет.

В частности, статья 36 директивы 2014/24/ЕС определяет, что структура закупок не должна искусственно ограничивать конкуренцию. Конкуренция может считаться ограниченной искусственно, если структура закупок разрабатывается для того, чтобы отдать предпочтение или поставить в невыгодное положение определенных участников.

Нельзя в части введения новой модели рынка электрической энергии или природного газа стараться максимально имплементировать положения европейского законодательства, а в части конкуренции закрывать глаза на некоторые вещи. Это двойные стандарты, которые не являются частью fair play.

Поэтому я против законопроекта «Купуй українське, плати українцям» в представленной редакции. Законопроект следует существенно доработать.

Я также против тех, кто обвиняет главного драйвера проекта Виктора Галасюка и его команду в «измене» идеи поддержки национального производителя. Наоборот — я благодарен ему за то, что он поднял эту дискуссию в стране на самый высокий уровень, и за то, что мы начали говорить о важных вещах в контексте международной торговли.

Нам нужны диалог и солидарность, а не война. Следует искать точки соприкосновения и создавать условия для устойчивого развития нашего государства, ориентированного на экспорт.

Источник: https://prozorro.gov.ua/news/kupuj-ukrayinske-chesno-dumka-kerivnika-dp-nek-ukrenergo

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *