Рассмотрение необходимости немедленных закупок по пункту 4 Постановления 1178

Иногда возникают ситуации, когда заказчику срочно нужно купить товары, услуги или работы немедленно. Но как поступить, если эти покупки превышают установленные законодательством суммы для проведения открытых торгов или использования электронного каталога, а времени нет?
Сегодня мы рассмотрим подпункт 4 пункта 13 Постановления 1178 от 12 октября 2022 года, касающийся насущной потребности в осуществлении закупок в связи с объективными обстоятельствами, исключающими соблюдение заказчиком установленных сроков для проведения закупки через открытые торги или электронный каталог. Эта потребность должна быть документально подтверждена заказчиком.
Согласно пункту 13 Постановления, заказчик может заключить договор о закупке без использования электронной системы, то есть заключить прямой договор на сумму:
• товары ≥ 100 тыс. грн,
• услуги ≥ 100 тыс. грн,
• услуги по текущему ремонту ≥ 200 тыс. грн,
• работы ≥ 1,5 млн. грн.
В случае непредвиденных обстоятельств, таких как нехватка лекарства или авария, заказчик может оказаться в затруднительном положении, когда необходимо срочно закупить товары, услуги или работы, а срок проведения открытых торгов занимает более двух недель. В таком случае заказчик может заключить прямой договор, однако должен обязательно обосновать свое решение и предоставить его подтверждение. Важно отметить, что это право заказчика, а не его обязанность.
Что касается документов, подтверждающих такое решение заказчика, законодательством не предусмотрен конкретный перечень, поэтому заказчик самостоятельно определяет, какие документы необходимы в таких случаях.
Во-первых, это внутренние документы, включающие протокол и обоснование, непосредственно подтверждающие такую потребность. Это может быть посредством распорядительного решения заказчика, которое соглашается (утверждается) руководителем организации.
Во-вторых, чтобы избежать применения штрафов со стороны контролирующих органов, заказчику желательно иметь документы, предоставленные третьими лицами, например, экспертной организацией или военной администрацией, подтверждающие необходимость насущной потребности. Это могут быть акты, приказы, экспертные заключения, служащие доказательством, что это решение не было принято по собственному усмотрению уполномоченного лица.
Важно помнить, что заказчик не имеет права самостоятельно инициировать прямой договор на сверхпороговые суммы в надежде упростить себе работу. Он должен четко понимать, по каким причинам возникла эта потребность и иметь убедительные доказательства. Если закупка была запланирована заранее, и заказчик уже знал об этой необходимости, но в силу определенных обстоятельств затянул процесс объявления, вызвав задержку, то он не может использовать этот подпункт, поскольку ему будет трудно доказать веские обоснования своей потребности.
Относительно опубликования информации в электронной системе закупок, согласно пункту 13 Постановления, заказчик вместе с отчетом о заключенном без использования электронной системы договоре обнародует в электронной системе закупок сам договор и его приложения, а также обоснование оснований для проведения закупки согласно этому пункту. Однако согласно подпункту 11 статьи 10 Закона "О публичных закупках", изменения в договор должны быть обнародованы заказчиком в течение трех рабочих дней. Отчет о выполнении заключенного договора, заключенного согласно настоящему пункту, не публикуется заказчиком в электронной системе закупок.

У Вас есть вопросы?

Напишите нам
Обязательно для заполнения