Устранение несоответствий согласно Особенностям

В октябре Кабмин принял Постановление 1178, утверждающее особенности проведения публичных закупок. Документ действителен во время действия военного положения, а также в течение 90 дней со дня, когда он будет прекращен или отменен.

С момента вступления в силу этого постановления сектор публичных закупок претерпел определенные изменения. Одна из норм, по которой у участников возникает больше всего вопросов, касается устранения недостатков тендерного предложения. Даже у контролирующих органов не было однозначной позиции по этой теме в соответствии с ЗУ «О публичных закупках».

Какие же исправления могут вносить участники и как быть заказчикам?

Для сравнения норм по устранению несоответствий рекомендуем пересмотреть часть 16 статьи 29 ЗУ О публичных закупках и пункт 40 Особенностей.

Как оформлять требование об устранении несоответствий?

Особенности не регламентируют оформление такого требования, а также его содержание.

Пункт 3 Особенностей регламентирует, что заказчики, которые должны проводить публичные закупки, должны руководствоваться ЗУ О публичных закупках, учитывая эти особенности.

То есть в случае, если Особенности не регламентируют какой-либо нюанс, нужно обращаться к Закону. Согласно ч. 16 ст. 29 Закона требование об исправлении несоответствий должно состоять из:

перечня обнаруженных несоответствий;

конкретно указанных требований, в отношении которых выявлено несоответствие;

список сведений и/или документации, которые участник должен предоставить для того, чтобы устранить несоответствия.
Заказчикам желательно учитывать нормы Закона, публикуя требование по устранению несоответствий.

Что участник закупки может исправить?

Следует отметить, что Кабинет Министров Украины разрешил дополнительно загружать документы, которые участник изначально не предоставил.

Это определяется тем, что п. 40 Особенностей определяет отсутствие сведений или документации в составе тендерного предложения, которые предусматривает тендерная документация, как несоответствие. Однако действие этой нормы не распространяется на отсутствие обеспечения тендерных предложений, если этого потребовал заказчик, а также отсутствует информация или документы относительно технических и качественных характеристик лота.

Иными словами, если участник документально не подтвердил, что он отвечает квалификационным критериям, заказчику нужно дать возможность устранить эти несоответствия.

Если Закон разрешал устранять несоответствия только в квалификационной части и документах о праве подписи, то Особенности регламентируют расширенный перечень несоответствий, которые участник может исправить. Можно сказать, что эта норма касается всего тендерного предложения. Как уже отмечалось, это не касается предложений при отсутствии обеспечения предложения, а также сведений или документации о технических или качественных характеристиках лота.

Несоответствие обеспечения условиям тендерной документации

В течение 5 лет (2016-2021) в нашей стране был действителен Закон, регламентировавший особенности проведения закупок товаров, работ и услуг для гарантированного обеспечения оборонных потребностей государства, определявшего следующее: если заказчик обнаружил, что документы участника не отвечают требованиям или какой-либо из документов отсутствует, участник может исправить несоответствие, только если это не касается подтверждения обеспечения тендерного предложения с прикреплением документации в электронной торговой системе в течение следующих суток с момента, когда участник ознакомился с этими несоответствиями.

Эти положения похожи на требования, регламентирующие особенности.

Что касается практики Антимонопольного комитета Украины, то если обеспечение было, однако, было несоответствующим условиям, заказчик обязывался предоставить участнику время, чтобы устранить несоответствия.

Можно предположить, что Антимонопольный комитет будет придерживаться этого принципа, рассматривая закупки в соответствии с Особенностями. Однако участники в любом случае должны внимательно оформлять обеспечение тендерных предложений, чтобы нивелировать риски отклонений.

Итог

Особенности устанавливают: если заказчик обнаружил несоответствие сведений и/или документов участников, он должен разместить в срок не менее 2 рабочих дней до истечения срока рассмотрения ценовых предложений, объявление с требованием устранить несоответствия в электронной торговой системе. Заказчики желательно учитывать действительные требования Закона при публикации требования по устранению несоответствий в открытых торгах в соответствии с Особенностями.

Заказчик не может публиковать такое объявление, если:

обеспечение ценового предложения отсутствует (в случае требования заказчика о наличии такого обеспечения);

отсутствует информация и/или документы по техническим и качественным характеристикам лота.
Если участник предоставляет информацию и/или документацию, содержащую ошибки, устранение которых не приведет к изменению лота, предложенного участником в составе своего предложения, это считается несоответствием.

Однако, если говорить о технической спецификации, пока нельзя предоставить конкретный перечень несоответствий, которые можно устранять из-за отсутствия конкретизации в положениях, а также практики органов обжалования. Нужно ждать уточнения, ведь пока нельзя уверенно заметить, что изменения в технических характеристиках не приведут к смене лота.

У Вас есть вопросы?

Напишите нам
Обязательно для заполнения