Соответствующий Закон Украины № 2526-IX, вступивший в силу 10 сентября этого года, во время военного положения и в течение 90 дней со дня его отмены предусматривает, что особенности закупочных процедур для заказчиков (в соответствии с ЗУ «О публичных закупках) определяет Кабинет Министров Украины.
В Министерстве экономики Украины был разработан проект постановления Кабмина «Об утверждении особенностей осуществления публичных закупок товаров, работ и услуг для заказчиков, предусмотренных Законом Украины «О публичных закупках», на период действия правового режима военного положения в Украине и в течение 90 дней со дня его прекращения или упразднение».
Документ предусматривает:
- определение новых стоимостных порогов по закупкам (кроме услуг по текущему ремонту) на сумму 100 тысяч гривен или больше, услуг по текущему ремонту на 200 тысяч гривен или больше, а также работ на сумму 1,5 миллиона гривен или больше. Такие изменения должны быть учтены и применены при использовании электронной системы закупок;
- сведения о праве использования заказчиком системы закупок во время проведения закупки (кроме услуг по текущему ремонту) на сумму менее 100 тысяч гривен, услуг по текущему ремонту на сумму менее 200 тысяч гривен, а работ на сумму менее 1,5 миллиона гривен ;
- установление права применения электронного каталога для заказчиков без ограничения стоимости закупок;
- возможность для участников закупок представления тендерных предложений с ценой выше ожидаемой стоимости предмета закупки, которую определил заказчик в объявлении о проведении открытого аукциона (только в случае, если заказчик указал в документации информацию о приемлемом проценте превышения);
- установление обязанности для заказчиков, заключающееся в отклонении тендерных предложений с ценой больше ожидаемой стоимости предмета закупки, который заказчики определяют в объявлении о проведении открытого аукциона (в случае если заказчик не указывает в документации информацию о рассмотрении таких предложений и о приемлемом проценте) превышение);
- расширение возможностей изменять существенные условия соглашения о закупке после его подписания;
- сокращение сроков и упрощение условий проведения аукционов, определяемых ЗУ «О публичных закупках»;
- расширение возможностей для участников закупочных процедур (тендерное предложение которых электронная система закупок определит наиболее выгодным) по использованию механизма устранения ошибок в тендерном предложении.
Также проект постановления определяет основания, позволяющие не применять систему закупок. Речь идет о закупках товаров, услуг и работ для того, чтобы:
- провести мобилизационные мероприятия и обеспечить гражданскую защиту;
- провести строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и обустроить места пребывания для ВПЛ и тех, кто был эвакуирован;
- построить, реконструировать или отремонтировать (капитальный ремонт и текущий) защитные сооружения, предназначенные для защиты гражданского населения, простейшие постройки и укрытия;
- подготовиться к отопительному сезону (это не касается закупок энергоносителей).
Не проводить открытые аукционы и не применять электронный каталог можно в случае:
- если в объявлении о проведении торгов может быть указана информация, имеющая ограниченный доступ или если разглашение такой информации во время действия военного положения может представлять угрозу национальной или гражданской безопасности;
- если заказчик при принятии решения о закупке или ее проведении находится в районе проведения боевых действий и т.д.
Министерство экономики Украины в своем письме от 12 сентября 2022 г. № 3323-04/64632-06 отмечает, что закупки, которые были начаты до разработки вышеупомянутого постановления Кабмина, должны быть завершены в соответствии с порядком, который устанавливает ЗУ «О публичных закупках» или соответственно к нормативно-правовым актам.
В частности, согласно Закону № 2526-IX, если соглашение о закупке или государственном контракте (договор) были подписаны до вступления в силу настоящего Закона, они действительны до полного выполнения условий соглашения или до момента его прекращения.