Во время действия правового режима военного положения крайне важно, чтобы государственные закупки были быстрыми и эффективными. Ранее сочетание этих двух показателей казалось невозможным: закупка была либо быстрой, с высокими рисками нецелевого использования денег, либо долгой и эффективной, с контролем закупки и возможностью ее обжаловать.
Учитывая данные торговой системы Прозорро, с быстрыми военными тендерами часто рядом шли злоупотребления и завышение стоимости.
Кабинет Министров Украины ввел новые правила для закупок, пока в стране действует военное положение, благодаря чему тендеры проводятся не только быстро, но и эффективно. Также большое значение имеет то, что возможность обжаловать покупки в Антимонопольном комитете вернулась.
После полномасштабного вторжения страны-агрессорки работа сектора публичных закупок остановилась. Одна система это не сломило, обязательное проведение упрощенных закупок в системе правительство ввело в первый месяц лета.
Хотя государственные закупки снова стали прозрачными, а конкуренция вернулась, упрощенными процедурами не предполагалась возможность оспорить тендерные требования или решения заказчика в АМКУ. За время, которое уже прошло после возврата закупок, можно проследить злоупотребление по причине отсутствия указанной возможности.
В открытых данных системы "Прозорро" можно увидеть много ситуаций, когда у организаторов аукционов было желание не сэкономить, а заключить соглашение с нужной компанией. Предложения участников могли отклонять по непонятным причинам, а тендерная документация могла содержать дискриминационные требования. Приведем несколько практических примеров:
1. В Кривом Роге в августе исполнительный комитет городского совета принял решение купить 300 твердотопливных печей, ожидаемая стоимость составляла 1 750 000 гривен. Аукцион проходил с 12 участниками, которые активно конкурировали, в конце аукциона стоимость товаров снизилась до 1 000 000 гривен. Однако следует отметить, что 10 самых выгодных предложений от участников были отклонены исполнительным комитетом.
Участники потребовали от заказчика просмотра результатов аукциона. Они считали, что отклонение предложений было необъективным, а предложение победителя не отвечало требованиям. Однако результаты пересмотрены не были.
В то время возможность обжалования тендера в АМКУ отсутствовала, поэтому обратиться с жалобой в государственный орган не получилось.
2. В Черкасской области в пгт Лисянка КП «Благоустройство» решило приобрести соль для того, чтобы посыпать ею дороги, сумма закупки составляла 140 000 гривен. В упрощенной закупке принимали участие 3 предприятия, предложение победителя снизило цену на 18%. Заказчиком были отклонены 2 лучших предложения.
Протокол отклонения содержит информацию о том, что предложение участника было отклонено из-за ложных сведений о цене. Тендерное предложение имело цену в размере 139 899 гривен, а торги завершились с предложенными 115 000 гривен.
Хотя в этом и состоит суть электронных аукционов – торговаться для достижения наилучшей цены. Закупочная процедура была упрощенной, так что возможности обжалования у участников не было.
Социальные сети и медиа можно поблагодарить за распространение этой ситуации, в результате чего «Благоустройство» отменило закупку с ее результатами. В этом примере сэкономить деньги удалось благодаря общественному контролю.
3. В Полтаве осенью коммунальное предприятие «Добробут» на торгах закупало муку и крупы для того, чтобы организовать питание ВПЛ. Сумма закупки составляла 321 тысячу гривен. На аукционе присутствовали 3 участника, один из которых в конечном предложении намеревался снизить цену на 100 000 гривен.
Однако это предложение, а также предложение другого участника были отклонены из-за «несоответствия тендерным условиям». Победила компания, имевшая ту же цену, какой была ожидаемая стоимость.
Похоже, что требования заказчика приводят к сужению конкуренции. В результате торгов заказчиком были отклонены самые выгодные предложения других участников.
Все эти ситуации могли бы иметь другой финал, если бы участники могли подать жалобы в АМКУ. Ведь все время работы системы эта возможность была эффективным решением таких вопросов.
19.10.2022 вступило в силу Постановление №1178, благодаря которому состоялось установление единых правил проведения публичных закупок в течение действия правового режима военного положения. Были введены новые открытые торги с особенностями, позволяющими объединить скорость и эффективность процедуры.
Процедурные сроки сократились, так что у заказчиков есть возможность провести полноценные торги в два раза быстрее, чем до этого.
Также следует отметить, что тендер можно будет обжаловать в АМКУ. Благодаря этому ситуаций, вроде таких, которые были приведены в примерах выше, должно уменьшиться.