Понимание того, как определять сроки в публичных закупках, является ключевым для всех специалистов этой отрасли.
Хотя нормы Закона "О публичных закупках" устанавливают определенные сроки, но они не уточняют четкий момент, с которого нужно рассчитывать эти сроки.
Ошибки в трактовке сроков могут серьезно усложнить отбор поставщиков и повлиять на результаты процесса закупки.
Так как законодательство не дает четких указаний по исчислению сроков в закупках, применяются общие положения гражданского законодательства Украины, в частности Гражданского кодекса. Согласно статье 252 ГКУ, сроки могут быть выражены в годах, месяцах, неделях, днях или часах.
Начало срока определяется календарной датой или событием, которое должно произойти.
Согласно пункту 1 статьи 253 ГКУ, течение срока начинается на следующий день после соответствующей календарной даты или наступления события, являющегося его началом.
Следовательно, учитывая это, срок выполнения действий в закупках начинается на следующий день после соответствующей календарной даты или наступления события, являющегося его началом, и считается первым днем для выполнения определенных действий с юридической силой.
Аналогичные выводы содержатся в разъяснении Министерства экономики Украины, предоставленном в ответ на запрос №226/2016.
Заказчики должны обязательно учитывать, как определяется срок в рабочих днях или календарных днях.
Если в требованиях указаны "дни" без конкретизации, то подразумевают именно календарные дни.
Поэтому, если конечный срок для определенного действия (например, загрузка документов или ответ на запрос) выпадает на выходной день, он не переносится на следующий рабочий день, которые должны учесть как заказчики, так и участники.
Если срок выполнения определенных действий рассчитывается в рабочих днях, важно помнить об изменениях в трудовое законодательство во время военного положения, когда отменены некоторые нерабочие и праздничные дни.
Относительно определения аномально низкой цены, участник имеет 1 рабочий день для предоставления обоснования своего предложения.
Отдельно следует отметить срок для устранения несоответствий в тендерном предложении, рассчитываемом в часах.
Участник должен загрузить соответствующие документы в электронную систему закупок в течение 24 часов с момента обнародования требования заказчиком. Может быть, появится вопрос: может ли заказчик разместить такие требования в пятницу?
Прямого законодательного ограничения на подобные действия нет. Однако следует иметь в виду, что согласно пункту 3 Особенностей заказчиков они обязаны осуществлять публичные закупки в соответствии с законом, соблюдая принципы, определенные Законом.
Понятно, что в случае, когда для исправления необходимы, скажем, банковские гарантии или документы от третьих лиц, размещение требований в пятницу может противоречить принципу равенства участников.
Таким образом, учитывая правило 24 часов, рекомендую это учитывать.