В ВР Украины зарегистрировали законопроект №7251, который поможет в урегулировании порядка сотрудничества между работниками и работодателями во время войны. Также речь идет еще о 2 других потенциальных угрозах, мешающих трудовым отношениям сторон.
Законопроект предлагает постановить, что пока в стране действует военное или чрезвычайное положение, приказы можно осуществлять и вести в электронной форме, используя электронные технические средства, или отправлять электронные носители, содержащие определенную документацию, согласно законодательству в сфере обращения электронных документов. Это также касается всех сообщений и документов, касающихся трудовых отношений.
Также в законопроекте предлагают ввести дополнительное основание для того, чтобы уволить работника. Основание заключается в невозможности обеспечить работника условиями труда из-за уничтожения производственных, организационных, технических мощностей, средств производства или имущества, необходимого для осуществления работы, в результате вооруженной агрессии. Также нужно ввести специальную процедуру увольнения таких сотрудников.
К сожалению, война и жертвы, которые она влечет за собой, заставляют вводить дополнительные основания для того, чтобы расторгнуть трудовой договор, такие как отсутствие сведений о причине того, что работника нет на работе более 4 месяцев.
Законопроект закрывает существующий пробел в законодательстве и уточняет порядок расторжения трудового договора с сотрудниками или физическими лицами, в случае если они умерли или суд признал их пропавшими без вести.
Также предлагается на время военного положения отмена отдельных ограничений, предусматривающих законодательство сферы предотвращения коррупции о другой оплачиваемой или предпринимательской деятельности. Ведь существует вероятность возникновения осложнений выплат заработных плат, а также других выплат.
Проект регулирует вопросы оплаты дополнительных отпусков для отдельных категорий граждан и пострадавших участников Революции Достоинства. Уплачиваться они будут либо средствами предприятий, предназначенных на оплату, либо средствами физических лиц, с которыми сотрудничают по трудовому договору.
Кроме того, есть предложение об уменьшении продолжительности этого отпуска до 7 календарных дней из-за того, что количество категорий лиц, у которых есть право использовать такой отпуск, увеличилось.
Оплату дополнительного отпуска должен производить работодатель, поэтому нужно изменить п. 12 с. 12 и п. 17 ст. 13 ЗУ «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты». В проекте предлагается исключение из Кодекса законов о труде ст. 81 и ч. 3 ст. 83, которые предусматривают то, что работник, в случае перевода на другое предприятие, имеет право на перевод денежной компенсации в другое учреждение за отпускные дни, которые он не использовал. Так же изменить планируется и ЗУ «Об отпусках».
Планируется изменить ч. 6 ст. 83 Кодекса законов о труде в соответствии со ст. 1227 ГК РФ. Речь идет об уплате денежных компенсаций за отпускные дни, которые сотрудник не использовал, и о дополнительных отпусках сотрудникам, у которых есть дети или совершеннолетние дети с инвалидностью подгруппы А первой группы.
Также предлагают аналогично изменить ч. 6 ст. 24 ЗУ «Об отпусках». Кроме того, необходимо, согласно Конвенции Международной организации труда №132, изменить норму об установленном сроке выдачи заработной платы за время отпуска.
Указанные конфигурации ст. 9 ЗУ «Об отпусках» следует внести изменения в положение согласно ст. 119 Кодекса законов о труде, касающихся сотрудников, мобилизованных во время особого периода, ведь в этой статье нет норм, в соответствии с которыми можно сохранить ежегодный основной отпуск во время прохождения военной службы.
Проект регулирует вопросы выплат денежных компенсаций за отпускные дни, которые работники не использовали, и дополнительные родительские отпуска, если сотрудник умер. Это должно входить в состав наследства, если наследники отсутствуют.
Для того чтобы устранить юридические неопределенности и преодолеть практические пробелы в правоприменении, законопроект изменяет Закон №2136-ІХ. Проект устанавливает порядок рабочих времен и времени отдыха, пока действует военное положение. Это касается и категории сотрудников, рабочие часы которых могут быть удлинены. Также восстанавливается механизм оплаты рабочих часов в выходные и конкретизируется порядок предоставления ежегодных основных отпусков. Отмечается, что увеличение рабочих часов в течение недели это право работодателя, а не обязанность.
Также для работников и работодателей, потерявших деньги из-за войны, предусмотрены компенсации. Для этого планируется разработать отдельный механизм. Кроме того, указывается уточнение условий, при которых применяется механизм, приостанавливающий действия трудовых договоров с учетом выявленных недоразумений, касающихся оснований его введения. Учитываются возможные риски злоупотребления со стороны работодателя, нужно обеспечить трудовыми гарантиями сотрудников в условиях войны.
Закон №2136-ІХ меняется для того, чтобы защитить трудовые права сотрудников. Эти изменения предоставят возможность осуществления внеплановых мер госконтроля по соблюдению законов о труде.