Налоги на сделки купли-продажи недвижимости в Украине начисляются от рыночной стоимости недвижимости, выдаваемой справкой владельцу Фондом государственного имущества. Налоги составляют:
- 1% составляет пошлина;
- 1% налог в Пенсионный фонд;
Бывают случаи, когда прилагаются:
- 5% в бюджет;
– 1,5% военного сбора.
Если владелец не согласен с оценкой ФГИ, имеет право обратиться к сертифицированному оценщику.
ФГИ организовал обучение оценщиков, выдачу квалификационных свидетельств и «сертификатов субъектов оценочной деятельности» (СОД) – аналогу лицензии.
Из-за чего 27 января Фонд государственного имущества упразднил сертификаты на право оценки сразу 24 компаниям?
Справки начали выдавать цены, которые иногда в несколько раз ниже рыночных, а иногда наоборот — гораздо выше. И когда зафиксированная цена была ниже реальной, владельцы платили заниженные налоги и платежи. Они были довольны, а госбюджет недополучал налоги. А когда цены были вы еще, обращались за рыночной оценкой. При этом оценщики могли произвести оценку лишь на 25% ниже или выше, которая определялась в справке.
Если владельцев не устраивал результат оценки, для них был еще один вариант пройти рецензирование в Фонде госимущества. Такая процедура занимала около двух недель, если было электричество. Если же с ней проблемы, то рецензирование могло отнять два-три месяца.
Вместо цен сделок учитываются цены предложений
Следовательно, в одних случаях страдал госбюджет, в других - собственники недвижимости, а Фонд беспощадно критиковали за завышенную стоимость.
Комментарий бывшей исполняющей обязанности главы Фонда госимущества Ольги Батовой: «У нас исторически нет информационной базы о стоимости разных объектов. Любая автоматическая оценка должна на чем-то основываться. Например, покупаешь квартиру в селе, где пять лет не было никаких продаж, в таком случае база не может автоматически произвести реальную оценку. На это жалуются все, обвиняют Фонд, но реально ни технически, ни логически что-либо с этим сделать невозможно».
ФГИ говорит об отсутствии надлежащей информационной базы и вопросе в том, что ни Фонд, ни Кабмин ничего не сделали для того, чтобы она была, не стимулировали раскрытие информации о соглашениях собственниками, как это делается везде в мире и должно быть у нас.
Фонд государственного имущества сегодня использует не цены сделок, а цены предложений, которые могут существенно отличаться от реальных цен сделок, и пользуется результатами оценок, которые есть в базе Фонда, что вообще противоречит дефиниции рыночной стоимости, изложенной в национальных стандартах. Так как во время войны реальные цены на некоторых рынках упали вдвое, «старые» данные вообще не могут работать.
Автоматизированная оценка не может быть корректной, в отличие от нее, оценщик использует более гибкие приемы и методы, позволяющие получить приемлемый результат.
Война выявила проблему автоматизированной оценки сегодня. Теперь мы понимаем, что оценки, которые производились до полномасштабного вторжения, неприемлемы для объектов недвижимости сегодня.