Определение цены имущества заемщика – часть механизма взыскания. Недвижимость заемщика продается на электронных торгах, а настоящая стоимость имущества определяется рынком при проведении торгов.
Оценочная или начальная цена на имущество может рассматриваться только как начальная стоимость, с которой имущество выставляется на продажу. После первого шага на торгах такая цена становится неважной. Стартовая цена на торгах не влияет на окончательную стоимость продажи объекта, ведь в ходе аукциона она увеличивается или уменьшается.
При формировании стоимости имущества учитывают его состояние, спрос на него, а также имеющиеся предложения.
Если же стартовая цена будет завышена, шанс продать такое имущество будет невелик и на повторном аукционе.
Для того чтобы оценить недвижимость, транспортное средство, морское и речное судно исполнителем привлекается субъект оценочной деятельности, об этом выносится соответствующее постановление.
ОП ВС по делу №910/10956/15 в Постановлении от 20.07.2022 утвердила, что исполнитель может принимать решение о привлечении оценщика только для оценки имущества, стоимость которого может быть определена самим исполнителем, а недвижимость, на которую распространяется действие ч. 4 ст. . 57 ЗУ «Об исполнительном производстве», должно в обязательном порядке оценивать субъект оценочной деятельности.
Статья 20 вышеупомянутого закона обязывает оценщика письменно отчитываться по вопросам, содержащим Постановление.
В случае если оценка имущества субъектом оценочной деятельности - субъектом хозяйствования будет ложной или необъективной, оно будет отвечать согласно порядку, установленному законом, а оценщику грозит уголовная ответственность, о которой его должен предупредить исполнитель.
Согласно ст. 3 ЗУ «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине» оценка имущества – это процесс определения субъектом оценочной деятельности цены на дату оценки по процедуре, устанавливаемой нормативно-правовыми актами по оценке имущества.
Ранее отчет об оценке имущества нельзя было обжаловать через суд. Считалось, что отчеты не создают правовых последствий для участников правовых отношений, а только показывают и утверждают выводы оценщика и его практическую деятельность.
Однако в судебной практике произошли изменения, согласно которым обжалование оценки имущества стало возможным в порядке обжалования действий и решений исполнителя.
ОП ВС по делу №308/12150/16-ц в Постановлении от 12 июня 2019 года утвердила, что определение цены на имущество заемщика — процессуальное действие госисполнителя, его или субъекта оценочной деятельности в рамках принудительного исполнения решений уполномоченных органов, лиц и суда.
Но такие выводы приводят к некоторым практическим нюансам.
Согласно ч. 5 ст. 19 ЗУ «Об исполнительном производстве» заемщик не должен совершать действия, препятствующие исполнению решения. Также он обязан предоставить доступ к имуществу для того, чтобы исполнительные действия были произведены в установленном законом порядке.
Некоторые заемщики не выполняют указанные обязательства и не предоставляют доступ к взыскиваемому имуществу, ни исполнителям, ни субъектам оценочной деятельности.
Уже не раз ВС, ссылаясь на ЗУ «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине», а также на первый и второй Национальные стандарты, принимал решения о неправомерности действий исполнителя, касающихся оценки имущества, учитывая неполный обзор недвижимости , который мог повлиять на установление цены объекта.
По делу № 461/4240/17 суд, учитывая законодательные нормы, отметил, что у исполнителя нет полномочий сомневаться в объективности оценивания, а также оценивать недвижимость самостоятельно. Он должен обратиться к экспертному оценщику и ознакомить стороны с результатами оценки.
То есть, имеем следующее: через действия заемщика исполнитель и оценщик не могут осуществить полную оценку недвижимости, заемщик получает защиту суда, а действия исполнителя суд определяет как неправомерные.
Комитет по правовой политике ВР создал рабочую группу, которая должна прорабатывать законопроекты, путем которых принудительное исполнение решений будет совершенствоваться. Группа уже наработала положения Закона №5660 от 14 июня прошлого года.
В законопроекте №3726 предлагают норму, которая позволила бы исполнителю осуществить описание и оценку недвижимости, учитывая техническую документацию и регистрационные данные имущества, если он не будет допущен к объекту. Однако проект №5660, который в первом чтении приняло правительство, этой нормы не имеет. Ее предложили в формате правки для рассмотрения во втором чтении.
Если бы эту норму утвердили, проблема неполной оценки недвижимости в результате действий должника была бы решена, а решения по взысканию выполнялись бы вовремя.
Согласно закрепленным нормам, суд должен предотвращать злоупотребления процессуальными правами. Право на защиту суда гарантируется Конституцией, однако если поданная жалоба, ходатайство или заявление определяется как злоупотребление процессуальным правом, суд может их не рассматривать или вернуть. Правительство должно нарабатывать решения, предотвращающие злоупотребление правами и закреплять их законами.
Снова обращаем внимание, что оценочная или первоначальная цена может рассматриваться только как первоначальная стоимость, которым объект передают на продажу, так что если такую норму введут, права заемщиков не будут ни сужены, ни нарушены.
Если вы намерены приобрести или арендовать государственное или коммунальное имущество, предлагаем воспользоваться нашей платформой - Аукционы E-ZAKUPIVLI