Согласно данным, предоставленным Киевской школой экономики, по состоянию на август 2022 года удалось задокументировать убытки в размере 108,3 миллиарда долларов или 2,9 триллиона гривен. Из самого дорогого – страна-агрессорка уничтожила или повредила недвижимое имущество, объекты инфраструктуры и т.д.
В результате этого в государстве сейчас формируют новую правовую базу для того, чтобы фиксировать, а дальше и доказывать, нанесенный ущерб. Постановление Кабмина от 20 марта 2022 г. утверждает Порядок, согласно которому определяют вред и ущерб, нанесенный нашей стране враг. Порядок определяет список, включающий 20 видов потерь: человеческих, экономических, военных, а также потери фондов жилья, земли, лесов и т.д. В перечне также содержится категория экономических потерь, понесенных предприятиями: разрушение и повреждение имущества, упущена выгода вследствие обстоятельств, по которым невозможно или сложно вести хозяйственную деятельность.
Настоящее Постановление налагает обязательства для профильных Министерств и других государственных органов разрабатывать механизмы оценки ущерба и повреждений, учитывая виды потерь. Первые такие механизмы утверждены Методикой определения вреда нанесенной земле, почвам (согласно Приказу Минсреды №167 от 4 апреля 2022 года).
Сейчас наиболее ожидаема методика, с помощью которой будут определять вред и объем убытков, понесенных предприятиями, учреждениями и организациями из-за уничтожения и повреждения их имущества вследствие вооруженной агрессии страны-агрессоры, а также упущенную выгоду вследствие обстоятельств, по которым невозможно или сложно вести хозяйственную деятельность. Разработкой этой методики занимаются Минэкономики и ФГИУ. В этом месяце уже был опубликован проект методики для обсуждения.
Предлагаются следующие положения:
1. ¦Методику будут применять для оценки повреждений и нанесенного ущерба, понесенного предприятия, учреждения и организации любой формы собственности.
2. Оценку будут проводить оценщики согласно ЗУ «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине» и судебные эксперты согласно положениям ЗУ «О судебной экспертизе».
3. Путем применения Методики будут оценивать убытки и упущенную выгоду, причиненные не ранее 24.02.2022.
4. Отчет об оценке убытков будет состоять в электронном виде, оценщик будет подписывать его используя электронную цифровую подпись. Составлять бумажный отчет будут только в случае указания об этом в соглашении или техническом задании по составлению отчета.
5. ¦Методика будет определять информацию, которую должен содержать отчет.
6. Перечень документации, которую должен получить оценщик перед процедурой оценки, будет определен отдельно. Это касается правоустанавливающих документов на объекты, документов, характеризующих техническое состояние объекта, а также подтверждающие документы, т.е. подтверждающие, что имущество было потеряно, разрушено или уничтожено из-за вооруженной агрессии (акты обследования, акты о пожаре и т.п.) .
Следует подчеркнуть предложенное положение по юридической силе Методики, согласно которому ее определяют как обязательную для использования при оценке ущерба и судебной экспертизы, связанной с оценкой убытков. Что касается положений Методики, то они будут иметь преимущество над другими положениями документов, которыми регулируется определение размера убытков, понесенных предприятиями, учреждениями, организациями и другими субъектами хозяйствования любой формы собственности.
В случае закрепления отдельных положений по оценке нормами нормативно-правовых актов, имеющих высшую юридическую силу, применяются такие нормативно-правовые акты.
Какие убытки подлежат оценке:
1. Реальный ущерб
- размер реальных убытков относительно недвижимости, которая была потеряна, повреждена или уничтожена рассчитывают в виде разницы между стоимостью имущества до того, как ущерб был причинен, и после;
Размер реальных убытков движимого имущества определяют согласно расходам, которые требуются для того, чтобы заменить непригодное для дальнейшей эксплуатации имущество, учитывая состояние имущества на момент причинения вреда.
2. Упущенная выгода
- размер упущенной выгоды рассчитывается в отношении имущества, которое было предназначено для того, чтобы использовать его в ведении коммерческой деятельности с целью получить прибыль или доход;
- согласно проекту Методики, размер упущенной выгоды определяют в отношении имущества, собственник (балансодержатель, пользователь) которого понес реальный ущерб указанному имуществу, что и привело к упущенной выгоде;
- ¦проектом Методики допускается обоснованное отклонение в случае наличия оснований, связывающих упущенную выгоду с последствиями агрессии врага, однако не из-за нанесения реального ущерба. Тогда оценивать упущенную выгоду могут согласно ЗУ "Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине", международными и национальными стандартами оценки и нормами международной оценочной практики;
- ¦при проведении независимого оценивания релевантным видом стоимости может быть стоимость замещения, валовая стоимость девелопмента, стоимость воспроизводства, рыночная стоимость.
3. Потребности в восстановлении имущества
- Особенности оценивания потребности в восстановлении имущества будут применять ввиду вида имущества. Для недвижимости, например, поврежденной или уничтоженной, будут определять валовую стоимость девелопмента, то есть цену, которую могут получить на дату проведения оценки при реализации завершенной строительством недвижимости на рынке.
Проект Методики необходимо доработать, а отдельные положения детализировать (к примеру, часть определения размера упущенной выгоды).
Самым острым является момент определения упущенной выгоды для предприятий, которым не был нанесен реальный ущерб, но из-за вооруженной агрессии врага они не имели возможности продолжить заниматься бизнесом, не выполняли обязательств и поэтому столкнулись со значительными убытками, проявляющимися в упущенной выгоде.
Более интересна оценка упущенной выгоды для предприятий или объектов, которые были созданы недавно. К примеру, в начале февраля этого года началась эксплуатация офисного центра. Владелец сдал помещение в аренду и ожидал получить соответствующий доход, однако из-за полномасштабного вторжения этого не произошло. Это произошло со многими бизнесами, поэтому механизмы оценки должны быть проработаны в полной мере.