Сейчас в нашей стране действует военное состояние, так что уполномоченные лица не уверены в проведении закупочных процедур, которые они обычно осуществляют согласно годовому плану, не считая постановление КМУ от 28.02.2022 №169 «Некоторые вопросы осуществления оборонных и публичных закупок товаров, работ и услуг в условиях военного положения».
ЗУ «О публичных закупках» (далее — Закон) продолжает действовать. Постановление №169 устанавливает, что пока в стране действует военное положение, проведение оборонных и публичных закупок товаров, услуг и работ осуществляется не применяя закупочные процедуры и упрощенные закупки, определяемые Законом и ЗУ «Об оборонных закупках».
Так как проводить годовые (плановые) закупки?
Согласно Закону закупочные процедуры и упрощенные закупки, которые заказчик не утвердил в перечне объемов закупки товаров, услуг и работ, должны осуществляться в соответствии с порядком и способом, определяемым настоящим Законом. По состоянию на март 2022 г. ни одним из нормативно-правовых актов не устанавливается обязанность проведения публичных закупок в соответствии только с Постановлением №169.
Важно понимание того факта, что сейчас может прослеживаться ограниченность и ресурсов, и возможностей их поставлять. Поэтому каждое уполномоченное лицо должно иметь разумный подход к проведению определенных закупочных процедур. Например, если открытый аукцион на закупку канцелярских товаров должны были объявить 30 марта, а большое количество работников компании эвакуировались или получили статус временно перемещенных лиц, в таком случае закупку нужно провести в другой раз. Без использования Постановления №169.
Другая ситуация: заказчик запланировал проведение текущего ремонта в апреле. В таком случае уполномоченное лицо должно осознавать, что эта работа должна быть выполнена, и что делать это нужно в условиях безопасности. Учитывая, что это плановая и годовая потребность, если заключить прямой договор по Постановлению №169, это может привести к негативным последствиям, одним из которых является административная ответственность за, например, покупку товаров, услуг и работ до или без проведения закупочной процедуры /упрощенной закупки согласно требованиям Закона (штраф в размере от 25 500 до 51 тысяч гривен).
Заказчик должен «рассортировать» запланированные закупки, учитывая имеющуюся потребность. В случае обнаружения несрочных и не чрезвычайно необходимых закупок, с их проведением лучше подождать и провести, когда военное положение отменят. Если заказчик уже обнародовал план закупок в электронной торговой системе, то в него можно внести изменения или отменить.
Главной целью уполномоченного лица является обеспечение жизнедеятельности предприятия, в частности, это касается покупки товаров, услуг и работ во время действия военного положения.
Обратите внимание: публичные закупки согласно Постановлению №169 вносить в годовой план не нужно, а также суммировать их с годовым планом закупок. Осуществлять публичные закупки по настоящему Постановлению следует согласно утвержденному перечню объемов закупки товаров, услуг и работ.
Сопровождение жалоб в Антимонопольный комитет - https://ezakupivli.com.ua/ru/suprovid-publichnih-zakupivel/suprovid-skarg-v-antimonopolniy-k
Сопровождение публичных закупок для заказчиков - https://ezakupivli.com.ua/ru/suprovid-publichnih-zakupivel/suprovid-publichnih-zakupivel-dlya-zamovnika
Сопровождение публичных закупок для поставщиков - https://ezakupivli.com.ua/ru/suprovid-publichnih-zakupivel/suprovid-publichnih-zakupivel-dlya-uchasnikiv-postachalnikiv