Закупки и военное состояние

24 февраля в Украине было введено военное положение, поэтому Кабмин разработал и 28 февраля принял Постановление «О некоторых вопросах осуществления оборонных и публичных закупок товаров, работ и услуг в условиях военного положения» № 169 (далее — Постановление). В каком порядке осуществлять оборонные и публичные закупки товаров, работ и услуг, утверждает именно это Постановление.

Что предполагает постановление №169?

Она предусматривает, что пока в стране действует военное состояние осуществления оборонных и публичных закупок, проводится не применяя закупочные процедуры и упрощенные закупки, которые определяют ЗУ «О публичных закупках» (далее — Закон) и ЗУ «Об оборонных закупках».

Следует отметить, что Постановление действует на закупки, которые согласно Закону нужно осуществлять, проводя процедуры закупок/упрощенные закупки, иными словами, если стоимость закупки достигает или превышает 50 тысяч гривен.

В случае если стоимость закупки не больше 50 тысяч, заказчику нужно учитывать принципы осуществления публичных закупок. Заказчик может использовать возможности электронной системы закупок (далее – ЕСЗ), в частности электронный каталог. Если ЕСЗ не используется, согласно ст. 10 Законом следует непременно обнародовать в ЕСЗ отчет о соглашении о закупке, которое было заключено не используя систему. Это закреплено в ч. 3 ст. 10 Закона.  

Можно отметить динамичность «закупочного» законодательства. Верховная Рада рассматривает несколько законопроектов, а именно №7163 и №7164. Они должны утвердить, что положения Закона не будут применяться во время действия военного положения в стране, а решение о порядке проведения этих закупок будет определяться Кабмином.

Как проводить публичные закупки, стоимость которых достигает или превышает 50 тысяч гривен?

Согласно пункту 2 Постановления перечень и объем закупки товаров, услуг и работ определяют государственные заказчики в оборонной сфере для обеспечения потребности сектора обороны и безопасности. Так же другие товары, работы и услуги определяют для того, чтобы гарантированно обеспечить потребности обороны и безопасности страны.

Согласно постановлению Кабмина от 3 марта 2021 №363 «Вопросы оборонных закупок» перечень государственных заказчиков в оборонной сфере состоит из:

- МВД;

- Министерства экономики;

- Министерства обороны;

- Минюста;

- ГСЧС;

- СБУ;

- службы внешней разведки;  

- Государственного космического агентства;

- Администрации Государственной пограничной службы;

- Администрации Государственной службы специальной связи и защиты информации;

- главного управления разведки Минобороны;

- управление государственной охраны;

- Национального антикоррупционного бюро;

- нацгвардии;

- национальной полиции;

- государственной специальной службы транспорта;

- ДБР;

- государственной судебной администрации;

– Министерства по вопросам стратегических отраслей промышленности.

Если речь идет о других закупках, то перечень и объем определяют:

- органы управления госимуществом субъекта хозяйствования госсектора;

- органы управления имуществом коммунальной формы собственности;

- соответствующие органы управления предприятия, которые осуществляют деятельность на объекте критической инфраструктуры, используя имущество коммунального экономического сектора.

Если госимуществом или общим собранием субъекта хозяйствования госсектору экономики руководит Кабмин, перечень и объем закупки товаров, услуг и работ, которые предоставляет заказчик, согласовывает центральный орган исполнительной власти, которым формируется государственная политика в определенной сфере, в которой субъектом хозяйствования госсектору экономики ведется деятельность в соответствии с целями, определяемыми его учредительными документами.

Пункт 3 Постановления устанавливает, что заказчик при осуществлении закупок, предусмотренных настоящим Постановлением, должен согласно Закону учитывать принципы осуществления публичных закупок и обнародовать заключенный договор в ЕСЗ в течение 5 рабочих дней после того, как он был подписан. Определенный срок могут быть продлены в случае проблем с функционированием ЕСЗ, которые подтвердил администратор. Если договор не обнародован в ЕСЗ в определенный срок, он считается недействительным.

Однако это требование не распространяется на соглашения, которые были заключены для обеспечения безопасности и оборонного сектора. Такие соглашения обнародуют в ЕСЗ в течение 10 рабочих дней после того, как военное положение прекращается или отменяется.

Поэтому заказчики проводят публичные закупки и оборонные закупки без применения процедур закупок/упрощенных закупок, которые определяют Закон и ЗУ «Об оборонных закупках», а именно:

- вносят соответствующие изменения в годовой план закупок;

- заключают прямые договоры;

- обнародуют договоры в ЕСЗ.

Относительно осуществления публичных закупок, стоимость которых меньше 50 тысяч гривен

Заказчик производит их заключая прямой договор или используя электронный каталог («Прозорро Маркет»).

Как бы то ни было, заказчику нужно обнародовать отчет о соглашении, заключенном не используя ЕСЗ, в течение 3 рабочих дней после того, как договор был подписан. Если заказчик осуществляет такие закупки, он должен обнародовать годовой план или внесенные изменения.

Если закупки начались до того, как ввели военное положение
Министерство экономики Украины путем письма № 3304-04/9225-06 от 04.03.2022 «Об осуществлении закупок в период военного положения» объясняет следующее:

1. Если процедура закупки и упрощенной закупки началась до введения военного положения, они должны завершиться в порядке, определяемом Законом.

2. Если у заказчика нет возможности закончить процесс таких закупок из-за обстоятельств, которые от него не зависят, в таком случае заказчик может предоставить тендеру статус несостоявшегося согласно ч. 5 ст. 32 Закона.

Поэтому для того, чтобы обеспечить потребности во время военного положения в стране заказчиками осуществляется закупка товаров, услуг и работ в соответствии с Постановлением. Если Верховная Рада примет один из вышеуказанных законопроектов, тогда правила изменятся, это определит Кабмин.

Сопровождение жалоб в Антимонопольный комитет - https://ezakupivli.com.ua/ru/suprovid-publichnih-zakupivel/suprovid-skarg-v-antimonopolniy-k

Сопровождение публичных закупок для заказчиков - https://ezakupivli.com.ua/ru/suprovid-publichnih-zakupivel/suprovid-publichnih-zakupivel-dlya-zamovnika

Сопровождение публичных закупок для поставщиков - https://ezakupivli.com.ua/ru/suprovid-publichnih-zakupivel/suprovid-publichnih-zakupivel-dlya-uchasnikiv-postachalnikiv

У Вас есть вопросы?

Напишите нам
Обязательно для заполнения