Должны ли оборонные заказчики осуществлять планирование своих закупок?
Во время правового режима военного положения государственные заказчики проводят оборонные закупки товаров, работ и услуг, необходимых для безопасности и обороны, в соответствии с Постановлением № 1275. Это касается как оборонных, так и других товаров, работ и услуг, необходимых для обеспечения безопасности и обороны. .
Обязаны ли оборонные заказчики применять требование о локализации?
Нет, требование локализации не применяется для оборонных заказчиков, поскольку в Постановлении № 1275 нет положений о локализации.
Напомним, согласно Постановлению № 1275, эти заказчики могут осуществлять следующие виды закупок:
1. Открытые торги: Согласно особенностям осуществления публичных закупок товаров, работ и услуг для заказчиков, предусмотренных Законом Украины "О публичных закупках", на период действия правового режима военного положения в Украине и в течение 90 дней после его прекращения или отмены.
2. Упрощенная закупка: В порядке, определенном Законом Украины "О публичных закупках", с учетом положений, определенных этими особенностями.
3. Запрос ценовых предложений: Согласно Порядка формирования и использования электронного каталога, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 14 сентября 2020 г. № 822.
4. Рамочная сделка: Согласно самому Постановлению № 1275.
Планирование закупок для оборонных заказчиков: необходимость и требования
Должны ли оборонные заказчики осуществлять планирование закупок?
Планирование закупок является важной частью процесса закупок и приносит множество преимуществ. Она позволяет государственным заказчикам оптимально использовать ресурсы, включая финансы и человеческие ресурсы. Качественное планирование создает конкурентную среду для участников торгов, что может привести к получению лучших предложений и условий закупки товаров и услуг. Кроме того, планирование позволяет заказчикам учитывать лучшие практики в области публичных закупок, что помогает повысить качество закупочных процессов.
Однако во время действия военного положения и в течение трех месяцев после его прекращения или отмены оборонные заказчики не обязаны составлять и обнародовать годовые планы закупок. Это соответствует нормам пункта 5 Постановления №1275:
• Сводный трехлетний план закупок товаров, работ и услуг оборонного назначения по закрытым закупкам не составляется и не подается на утверждение Кабинета Министров Украины. Государственные заказчики представляют предложения к проекту сводного трехлетнего плана закупок Минстратегпрома в течение трех месяцев со дня прекращения или отмены военного положения. Трехлетний план закупок товаров, работ и услуг оборонного назначения не составляется и не утверждается.
Также, согласно пункту 10 общих положений Постановления № 1275:
• Закупки, определенные пунктами 8 и 9 этих особенностей, не включаются в годовой план закупок.
Устранение несоответствий в течение 24 часов в упрощенных закупках для оборонных заказчиков
Функционал "24 часа на исправление несоответствий" чрезвычайно полезен, поскольку позволяет заказчикам сохранить наиболее экономически выгодные предложения. Это способствует экономичности государственных закупок, что особенно важно в условиях военного положения. В связи с этим ГП "Прозорро" обратилось в Минэкономики и ГАСУ с предложением внедрить этот функционал в упрощенную закупку для заказчиков в сфере обороны.
С 07.02.2024 г. были приняты изменения в Постановление № 1275, в частности в пункте 8 части 4 абзаца 4, позволяющие предоставлять 24 часа на исправление ошибок в упрощенных закупках для оборонных заказчиков. Ранее эта возможность касалась только открытых торгов, теперь она расширена и на упрощенные закупки, но пока только для оборонных заказчиков в соответствии с Постановлением №1275.
В соответствии с этими изменениями государственный заказчик отклоняет предложение участника упрощенной закупки в случае, если участник не исправил выявленные после раскрытия предложений несоответствия в информации и/или документах, представленных в составе своего предложения, или изменил предмет закупки (его наименование, марку, модель и т.п.) при исправлении несоответствий в течение 24 часов с момента размещения заказчиком в электронной системе закупок уведомления с требованием об устранении таких несоответствий.
Примеры рамочных соглашений в соответствии с Постановлением №1275
В Постановлении №1275 введено открытое рамочное соглашение. Однако согласно пункту 7 Постановления, ее проведение разрешено только государственному предприятию Министерства обороны Украины "Агентство закупок в сфере обороны" и Департамента обеспечения Государственной службы специальной связи и защиты информации, которые выполняют роль государственного заказчика.
Особенности этого рамочного соглашения изложены в пунктах 50-95 Особенностей, утвержденных Постановлением №1275. Этот вид закупки предусматривает квалификационный отбор на первом этапе и проведение тендера (в виде открытых торгов) или запрос предложений на втором этапе. Также часть информации в этой закупке будет хорошо спрятана.