Протокол о технической ошибке: может ли он защитить от ответственности

Достоверно сложно установить, когда именно в практике осуществления публичных закупок появился такой документ, как «протокол о допущении технической или механической ошибки». В то же время, сегодня его довольно часто используют заказчики в попытке зафиксировать допущенные неточности во время проведения процедур закупок.
Согласно положениям статьи 11 Закона Украины "О публичных закупках", протокол уполномоченного лица является документом, которым оформляется принятое им решение по осуществлению закупки. В этом контексте логически возникает вопрос: какое решение фиксируется протоколом о допущении технической или механической ошибки?
Очевидно, что ни управленческого решения такой протокол не содержит. По своему содержанию он скорее выглядит как сообщение уполномоченного лица неопределенному кругу лиц о допущении ошибки во время проведения закупки. Принципы открытости и прозрачности в сфере публичных закупок, безусловно, имеют немаловажное значение. В то же время возникает другой вопрос: имеет ли такой протокол любую юридическую силу и способен ли он обезопасить уполномоченное лицо от ответственности.
Ответ на этот вопрос являлся предметом анализа судебной практики, по результатам которого сформированы соответствующие выводы.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что Северо-восточным офисом Госаудитслужбы осуществлен мониторинг публичной закупки работ «Капитальный ремонт асфальтобетонного покрытия внутриквартального проезда (благоустройство) по адресу: АДРЕС-1», код по ДК 021:2015 — 4523 покрытие шоссе, дорог».
По результатам проведенного мониторинга был составлен и обнародован на вебпортале Уполномоченного органа соответствующий вывод о результатах мониторинга закупки.
В настоящем заключении указано, что согласно требованиям Приложения 3 «Информация о необходимых технических, качественных и количественных характеристиках предмета закупки. Техническая спецификация» тендерной документации для подтверждения соответствия участника установленным техническим, качественным и количественным характеристикам предмета закупки необходимо было предоставить определенный перечень документов.
В частности, документацией предусматривалось, что для подтверждения информации, приведенной в справке о наличии или привлечении лаборатории, участник должен предоставить копию договора о привлечении сторонней измерительной лаборатории со всеми приложениями, являющимися его неотъемлемыми частями, а также аттестат об аккредитации или свидетельстве о соответствии ISO100, раскрытие тендерных предложений.
В то же время в составе тендерного предложения участника был обнародован файл, содержащий Свидетельство о соответствии системы измерений требованиям ДСТУ ISO 10012:2005 от 14 декабря 2021 года № 01-0145/2021.
Таким образом, участником представлено свидетельство о соответствии системы измерений требованиям ДСТУ ISO 10012:2005, тогда как тендерной документацией четко требовалось предоставление аттестата об аккредитации или свидетельства о соответствии требований ДСТУ ISO 1001:2015.
В дальнейшем Северо-восточный офис Госаудитслужбы через электронную систему закупок направил Заказчику запрос с требованием предоставить объяснения по выявленным несоответствиям. В ответ было сообщено, что при обнародовании закупок в электронной системе в Приложении № 3 к тендерной документации «Информация о необходимых технических, качественных и количественных характеристиках предмета закупки. Техническая спецификация» Заказчиком допущена техническая (механическая) ошибка.
В частности, отмечалось, что ошибочно указан номер стандарта ДСТУ для свидетельства о соответствии системы измерений требованиям «ДСТУ ISO 1001:2015», который фактически не существует. При этом Заказчик указал, что корректно свидетельство о соответствии системы измерений требованиям ДСТУ ISO 1001:2005. Как объяснялось, обнаружение этой технической ошибки произошло при раскрытии ценовых предложений, в связи с чем в день раскрытия тендерных предложений был составлен соответствующий протокол о технической (механической) ошибке.
К предоставленным объяснениям Заказчик добавил протокол, в котором отметил, что уполномоченным лицом при проведении закупки была обнаружена техническая (механическая, формальная) ошибка, допущенная при внесении информации о закупке. Речь шла о том, что в Приложении №3 к тендерной документации был некорректно указан стандарт «ДСТУ ISO 1001:2015», которого в реальности не существует, в то время как правильным следует считать «ДСТУ ISO 1001:2005». В этой связи в протоколе отмечалось, что необходимо считать действительными требования именно стандарта ДСТУ ISO 1001:2005.
Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что участник в составе тендерного предложения обнародовал Свидетельство о соответствии системы измерений требованиям ДСТУ ISO 10012:2005.
Коллегия судей апелляционного суда обратила внимание, что предоставленные Заказчиком объяснения не опровергают нарушений, установленных органом государственного финансового контроля. Суд отметил, что согласно статье 1 Закона Украины «О публичных закупках» тендерная документация есть совокупностью условий проведения тендера, разрабатываемого и утверждаемого заказчиком и подлежащего обязательному обнародованию для свободного доступа в электронной системе закупок.
Согласно абзацу первому части третьей статьи 22 Закона Украины «О публичных закупках», тендерная документация может содержать другую информацию и требования, наличие которых предусмотрено законодательством и которые заказчик считает необходимым включить в такую ​​документацию.
В соответствии с абзацем первого пункта 28 Особенностей осуществления публичных закупок тендерная документация формируется заказчиком с учетом требований статьи 22 Закона и положений этих Особенностей.
Кроме того, пунктом 54 Особенностей предусмотрено право Заказчика по собственной инициативе, в случае устранения нарушений законодательства в сфере публичных закупок, изложенных в заключении органа государственного финансового контроля в соответствии со статьей 8 Закона, по результатам обращений или на основании решения органа обжалования, вносить изменения в тендерную документацию и/или объявление о проведении открытых торгов.
Из объяснений Заказчика следует, что указанный в тендерной документации стандарт ДСТУ ISO 1001:2015 фактически не существует. В то же время, соответствующие изменения в тендерную документацию внесены не были. В случае коллегия судей согласилась с выводами суда первой инстанции о том, что в данном случае тендерная документация не может считаться соответствующей требованиям абзаца первого части третьей статьи 22 Закона Украины «О публичных закупках» и абзаца первого пункта 28 Особенностей.
Выводы
Судебная практика свидетельствует, что составление протокола о допущении технической или механической ошибки не устраняет допущенные нарушения и не освобождает уполномоченных лиц от ответственности.

У Вас есть вопросы?

Напишите нам
Обязательно для заполнения