Представить работу уполномоченного лица (УО) без квалифицированной электронной подписи (КЭП) невозможно, ведь почти всю информацию, которую УО вносит в электронную систему закупок, необходимо подписывать электронной подписью.
Электронная подпись для УО должна быть выдана на представителя заказчика. Согласно части 2 статьи 237 Гражданского кодекса Украины, лицо, действующее в чужих интересах, но от собственного имени, не является представителем. Следовательно, используя свой личный ключ для обнародования информации в электронной системе закупок, УО будет действовать не от имени заказчика, а от собственного противоречащего законодательству.
При устройстве на работу по доверенности заказчика УО производится персональный КЭП, который используется пока она работает у заказчика и осуществляет закупки от его имени.
Где хранится КЭП?
КЭП уполномоченного лица хранится на защищенном носителе информации (токене), который имеет вид USB-флешки или смарт-карты (пластиковой карты с чипом). Главной задачей токена является безопасное хранение информации и идентификация пользователя.
Что делать с токеном в случае увольнения?
Токен – это физический носитель. На нем хранится электронная подпись УО, которая при проверке через Центральный удостоверяющий орган отображает информацию об УО и предприятии/учреждении/организации, которую она представляет.
Во многих организациях есть внутренние правила, регламентирующие учет и внедрение КЭП. Если такие правила предусматривают сдачу КЭП при увольнении, то уволенное лицо должно соблюдать эти требования.
Обычно аппаратный носитель, на котором хранится КЭП, возвращается организации при увольнении. Однако иногда заказчик не требует возврата носителя, но самостоятельно отзывает сертификат КЭП, чтобы исключить его дальнейшее использование УО после увольнения.
Таким образом, сдача КЭП при увольнении не является обязательным требованием по закону, но может быть необходимо в соответствии с внутренними политиками организации и требованиями безопасности.
Кто может заблокировать или отменить КЭП?
Согласно статье 25 Закона Украины «Об электронных доверительных услугах», изменить статус сертификата может только его владелец. Однако, если работник уволен, руководитель организации может отменить его сертификат, обратившись лично к квалифицированному поставщику с уведомлением установленного образца.
Нужно ли дополнительно блокировать или отменять КЭП при увольнении?
Предположим, что правила вашей организации предусматривают сдачу КЭП при увольнении. Следует понимать, что после сдачи ключ будет действительным.
Хотя закон не требует от уполномоченного дополнительно блокировать КЭП после увольнения, мы рекомендуем это сделать. Покидая заведение, вы передаете не просто флешку, а носитель, содержащий вашу личную подпись. Если кто-нибудь узнает ваш защитный пароль, он сможет использовать ваш ключ.
Поэтому, чтобы избежать неприятных ситуаций, убедитесь, что ваш ключ не сможет использовать никто другой после увольнения.
Как заблокировать или отменить КЭП?
Заблокировать или отменить КЭП можно как устно, так и в письменном виде. Чаще КЭП оформляют в аккредитованных центрах сертификации ключей «Украина» и КНЕДП – ИДД ДПС.
Например, для отмены или блокировки КЭП, выданной АЦСК «Украина», достаточно позвонить по телефонам: (044) 206-72-30, (044) 206-72-10 и (098) 206-72-10.
Для отмены КЭП, выданного КНЭДП – ИДД ГНС, необходимо подать соответствующее заявление в устной форме по номеру (044) 284-00-10.
При блокировании сертификата владелец должен сообщить сотруднику Центра следующую информацию:
Идентификационные данные владельца сертификата (код ЕГРПОУ, название компании и ФИО лица, чей сертификат необходимо заблокировать);
Фраза-пароль для голосовой аутентификации.