Сфера коронавирусных закупок

24.07.2021 вступили в силу изменения, внесенные в 10 раздел ЗУ «О публичных закупках» (Закон 1599 г.). Изменения заключаются в исключении возможностей совершать закупки, не используя электронную систему закупок.

Пока в стране действует установленный Кабмином карантин, согласно ЗУ «О защите населения от инфекционных болезней» этот Закон не имеет распространения на случаи, когда предметами закупок являются:

- лекарственное средство, вакцина или другой медицинский иммунобиологический препарат;

- расходный материал, предназначенный для того, чтобы оказывать медицинскую помощь больным коронавирусной болезнью;

– материал, предназначенный для проведения вакцинации от коронавирусной болезни;

- медицинское оборудование для учреждения здравоохранения, оказывающее помощь больным коронавирусной болезнью;

- система снабжения медицинских газов, которые необходимы для выполнения мероприятий, которые помогут предотвратить возникновение и распространение эпидемии и пандемии коронавируса, а также ликвидировать их.

Список этих предметов закупок и порядок процесса их закупок утверждает КМУ.

Также этот Закон предусматривал, что пока в стране действует установленный Кабмином карантин, согласно ЗУ «О защите населения от инфекционных болезней», закупки предметов (кроме отмечавшихся ранее) и услуг, необходимых для выполнения мероприятий, которые помогут предотвратить возникновение и распространение эпидемии и пандемии коронавируса, а также ликвидировать их, осуществляют в упрощенном порядке.

В соответствии с дальнейшими изменениями в отношении коронавирусных закупок (Закон 1901 г. от 05.12.2021) в упрощенном порядке проводят закупки работ и услуг по проектированию и установке систем снабжения медицинских газов (это может быть, например, кислородная станция, криогенная емкость, сеть централизованного снабжения. составляющие).

К тому же, согласно Постановлению КМУ №1012 от 22.09.2021 закупку лекарственных средств необходимых для борьбы с коронавирусной болезнью осуществляют в соответствии с Порядком и Перечнем, которые утверждает это Постановление.

Если говорить о других товарах, закупки которых согласно Закону 1599 г. осуществляют вне электронных торгов путем прямого договора, то перечень этих товаров законодательство не устанавливает. Иными словами, обоснование потребности в таком товаре и выбор закупочной процедуры — ответственность заказчика.

Это распространяется и на порядок, определенный для упрощенных закупок, если происходит закупка товаров и услуг, необходимых для выполнения мероприятий, которые предотвратят возникновение и распространение эпидемии и пандемии коронавируса, а также ликвидировать их. Конкретного перечня таких товаров и услуг нет, поэтому заказчику нужно привести аргументы, которые послужат обоснованием для проведения закупок для борьбы с коронавирусной болезнью.

Как уже отмечалось ранее, закупки работ и услуг по проектированию и установке систем снабжения медицинских газов (это может быть, например, кислородная станция, криогенная емкость, сеть централизованного снабжения кислорода и его составляющие) производят применяя упрощенную закупку.

Порядком проведения закупки лекарственных средств, утверждаемым Постановлением №1012 от 22.09.2021, предусматриваются рыночные консультации и рыночный анализ.

Закупки лекарственных средств производятся уполномоченным лицом заказчика, которое консультируется с потенциальными поставщиками и проводит рыночный анализ, чтобы определить наиболее выгодное предложение.

Следует заметить, что заказчику нужно как проводить предварительную рыночную консультацию, так и осуществлять рыночный анализ, а не выбирать один из этих двух пунктов.

К тому же заказчику необходимо убедиться, что лицо, с которым планируется заключить сделку, является надежным. Следует документально подтвердить, что у этого лица есть аналогичный опыт выполнения договора с такими предметами закупки и убедиться в добродетели этого лица.

Напоминаем, что проведение рыночных консультаций, рыночных анализов и проверки потенциальных поставщиков является необходимостью только для закупок лекарственных средств. 

Налоги

Несмотря на внесение многочисленных изменений, Постановление КМУ №224 от 20.03.2020 не утрачивает свою силу.

Настоящее Постановление утверждает перечень товаров, при ввозе или поставке на таможенную территорию Украины освобождаются от налога на добавленную стоимость. Это может быть лекарственное средство, медицинские изделия и/или медицинское оборудование, которые необходимы для выполнения мероприятий, которые предотвратят возникновение и распространение эпидемии и пандемии коронавируса, а также ликвидировать их.

Обратите внимание на то, что от НДС освобождается именно операция по поставке/ввозу товара, но не предприятие, ведь он является налогоплательщиком. Товар освобождают от налога на добавленную стоимость, несмотря на производителя, поставщика или закупщика.

Если предметами вашей закупки в определенном количестве есть медицинская маска, изоляционный одноразовый медицинский халат, костюм биологической защиты и т.д., к таким товарам обязательно должны прилагаться документы о соответствии государственным стандартам Украины.

Помните, что вы уже не можете предварительную стопроцентную оплату товаров, работ и услуг. Для коронавирусных закупок эту возможность тоже отменили. Однако предоплату других товаров, работ и услуг можно предоставить, когда размер этой оплаты составляет не выше 30% от стоимости их годового объема на срок не более трех месяцев (согласно Постановлению КМУ №641 от 22.07.2020). То есть 30% подписки сделать можно, а 100% – нет.

Если договор не выполнен полностью до конца года, продлить его действие можно только в случае предварительного указания в соглашении того, что договор будет действовать, пока стороны полностью его не выполнят. Это позволит вам продлить договор на начало следующего года.

Когда вы заключаете коронавирусные договоры на 2022 год, помните о том, что в соответствии с Законом 1599 года вы имеете эту возможность пока в стране действует установленный Кабмином карантин, который продлили до 31 марта 2022 года.

Законодательством в сфере публичных закупок предусматривается обнародование отчетов о выполнении договоров в течение 20 рабочих дней со дня, когда стороны выполнили договор о закупке или срок действия договора истек, по условиям его исполнения или расторжению.

Если срок действия договора установлен на 31.12.2021, он не продлевался, то 20 рабочий день будет 01.02.2022.

СОПРОВОЖДЕНИЕ ПУБЛИЧНЫХ ЗАКУПОК

СОПРОВОЖДЕНИЕ ПУБЛИЧНЫХ ЗАКУПОК ДЛЯ ПОСТАВЩИКОВ

СОПРОВОЖДЕНИЕ ПУБЛИЧНЫХ ЗАКУПОК ДЛЯ ЗАКАЗЧИКОВ

У Вас есть вопросы?

Напишите нам
Обязательно для заполнения