
Совместительство для уполномоченных лиц в сфере публичных закупок: разъяснение норм и практические аспекты
Вопросы совместительства в контексте работы уполномоченных лиц заказчика часто становится предметом обсуждения среди юристов и закупщиков. Может ли один специалист работать на несколько организаций одновременно? Разрешено ли работать дистанционно? Какие требования выдвигает законодательство? Далее – анализ ключевых норм действующего закона.
Что предусматривает Закон «О публичных закупках»?
Согласно пункту 35 части 1 статьи 1 Закона Украины «О публичных закупках», уполномоченным лицом считается работник заказчика (должностное или другое лицо), который отвечает за организацию закупочных процедур в соответствии с распорядительным актом или трудовым договором.
Согласно статье 11 этого же закона, заказчик может назначить уполномоченное лицо одним из трех способов:
• Доплата за совмещение должностей: назначение из числа действующих работников с установлением доплаты за дополнительную нагрузку;
• Отдельная штатная единица: создание должности уполномоченного лица в штатном расписании;
• Оформление по трудовому договору (контракту): заключение договора со специалистом в соответствии с законодательством.
Разрешена ли работа по совместительству?
Закон не запрещает заключение трудового договора со специалистом, который уже работает на другом предприятии, следовательно, совместительство вполне возможно при соблюдении требований трудового законодательства. Важно, чтобы при этом должным образом оформлены документы, определена ответственность, а функции не дублировались или не пересекались с конфликтом интересов.
Что с дистанционной работой?
На законодательном уровне не запрещено, чтобы уполномоченное лицо выполняло свои обязанности дистанционно, если это предусмотрено условиями договора или распорядительным актом заказчика. Однако такая форма должна удовлетворять принципам прозрачности, подотчетности и контроля со стороны заказчика.
Допускается ли совместительство для уполномоченного лица: правовая позиция
В украинском законодательстве отсутствует прямой запрет на исполнение обязанностей уполномоченного по совместительству. Это позволяет специалисту одновременно работать на нескольких предприятиях, заключив соответствующие трудовые договоры.
Однако есть нюансы, которые могут ограничить такую возможность:
• Нормы специального законодательства. В частности, в статье 25 Закона Украины «О предотвращении коррупции» отмечено, что для определенных категорий должностных лиц действует запрет на другую оплачиваемую деятельность (исключение — научная, преподавательская, творческая, медицинская, инструкторская или судейская практика в спорте), если иное не предусмотрено законами или Конституцией.
• Условия коллективного контракта. Учредительные документы предприятия могут содержать ограничения совместительства для отдельных должностей или сфер ответственности.
• Организационные особенности работы. Если работа уполномоченного требует постоянного присутствия и оперативного реагирования на запросы, выполнение обязанностей на нескольких предприятиях одновременно может быть практически сложным или неэффективным.
Особенности учета рабочего времени при совместительстве
Трудовое законодательство, а именно Кодекс законов о труде Украины не предусматривает четких временных ограничений для совместительства. Основное требование – непересечение рабочего времени по основному месту работы и по совместительству.
Примеры:
• Если работник работает с 08:00 до 17:00 в основной должности, другая занятость возможна после завершения этого графика или в выходные.
• В коллективных соглашениях могут быть закреплены отдельные условия продолжительности или режима работы для совместителей.
Дистанционная работа уполномоченного лица: что нужно знать
С переходом к более гибким моделям труда дистанционная форма занятости стала довольно распространенной, и действующее трудовое законодательство не запрещает уполномоченным лицам выполнять свои функции удаленно. Основные условия такой работы изложены в статье 602 Кодекса законов о труде Украины.
Ключевые черты дистанционного формата:
• Самостоятельное определение места работы. Работник выбирает локацию, с которой он работает, и сам несет ответственность за соблюдение безопасных условий.
• Гибкий режим. При отсутствии жесткого регламента в трудовом договоре работник имеет возможность планировать свой рабочий день самостоятельно. В то же время, нормы продолжительности рабочего времени должны соблюдаться.
• Гибридная модель. По договоренности с работодателем допускается сочетание дистанционного формата с традиционной работой в офисе, если это указано в условиях трудового договора.
• Материально-техническое снабжение. Вопросы предоставления оборудования, программного обеспечения и возможные компенсации расходов на удаленную работу должны быть урегулированы договором или отдельным приказом.
• Особенности во время военного положения. В период действия военного положения работодатель имеет право ввести дистанционный формат работы путем издания приказа без обязательного подписания отдельного кремого контракта с работником.
Работа на госпредприятиях: больше свободы для совместительства
Ограничения, ранее действовавшие для сотрудников государственного сектора (а именно запрет работать по совместительству более 4 часов в сутки), были официально отменены согласно постановлению КМУ №1306 от 22 ноября 2022 года. Теперь работники государственных учреждений, организаций и предприятий имеют возможность работать по совместительству на полный рабочий день.
Вывод
Уполномоченное лицо имеет право на совместительство, если это не противоречит требованиям закона или положения коллективного договора. Важно грамотно планировать рабочее время, чтобы избежать наложения обязанностей по разным местам работы. Дистанционный формат также разрешается, если он отвечает характеру должностных обязанностей. Перед началом новых трудовых отношений целесообразно тщательно проанализировать внутренние регламенты работодателя и оценить свои ресурсы для обеспечения производительного и безопасного труда.